Главная » 2012 » Май » 11 » Семнадцать мгновений весны
13:16
Семнадцать мгновений весны

Телефильм: Семнадцать мгновений весны

Качество: 480 (качество DVD)
Жанр: политический детектив, военный, исторический, драма, приключения
Режиссёр: Татьяна Лиознова
Автор сценария: Юлиан Семёнов
В главных ролях: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Юрий Визбор, Ростислав Плятт, Екатерина Градова
Оператор: Петр Катаев
Композитор: Микаэл Таривердиев
Кинокомпания: Киностудия им. М. Горького, Гостелерадио
Страна: СССР
Язык: Русский язык
Год: 1972-1973
Количество серий: 12
Длительность серии: 65-79 мин.
Продолжительность: 831 мин.
Чёрно-белый






Сюжет: Действие фильма разворачивается с 12 февраля по 24 марта 1945 года, незадолго до капитуляции Германии во Второй мировой войне. Герой фильма, штандартенфюрер Макс Отто фон Штирлиц, советский разведчик, работающий в центральном аппарате СД, получает задание выяснить, кто из высших руководителей Рейха ведёт сепаратные переговоры о перемирии с США и Великобританией.

Работа Штирлица в СД вызывает подозрения у начальника РСХА Кальтенбруннера, и он поручает гестапо провести в отношении Штирлица тщательную негласную проверку.

При бомбёжке Берлина разрушен дом, где живут радисты Штирлица - муж и жена Эрвин и Кэтрин Кин. Эрвин гибнет, беременная Кэтрин без сознания попадает в клинику Шарите, где её случайно разоблачает гестапо. Задача Штирлица осложняется: он остался без связи с московским руководством...



Семнадцать мгновений весны

"Семнадцать мгновений весны" - многосерийный художественный телефильм. Снят по одноимённому роману Юлиана Семёнова.



Историческая основа

Предыстория

Первая известная попытка представителей элиты Третьего рейха прозондировать возможность сепаратного мира с западными державами во время Второй Мировой войны относится к 1942 г. Инициатива исходила от бывшего канцлера Германии фон Папена. В Лондон с этой целью прибыл сотрудник германского посольства в Швеции, а в Стамбуле о мире с Германией заговорил с британским послом генеральный секретарь МИД Турции. Немецкого посланца англичане просто интернировали, а туркам однозначно дали понять, что обсуждать условия мира смогут только в том случае, если аналогичные переговоры ведутся и с СССР. На этом инцидент был исчерпан.

 Г. фон Шульце-Геверниц (слева)
 и А. Даллес
В феврале 1943 г. в Берн прибыл Аллен Даллес. Здесь, в Швейцарии, он возглавил европейский центр Управления стратегических служб США. В качестве экспертов, источников и доверенных лиц привлекались люди, имевшие родственные, деловые или служебные связи с влиятельными людьми в деловых, политических и военных кругах Германии. Так, одним из ближайших сотрудников Даллеса был Геро фон Шульце-Геверниц (Gero von Schulze-Gaevernitz), немец по национальности, эмигрировавший в США после прихода нацистов к власти. Его отец, известный немецкий учёный, специалист в области международных отношений, был депутатом рейхстага. Геверниц был женат на дочери рурского угольного магната Гуго Стиннеса. Ещё до вступления США в войну Геверниц, часто посещая Берлин и Берн, постарался завязать многочисленные связи, перспективные с точки зрения разведки.

В Берне Даллес в феврале 1943 г. встретился с князем Гогенлоэ, фельдмаршалом Браухичем, генерал-полковником Цейтцлером, выступавшими от имени германских промышленников и правых социал-демократов. Обсуждались вопросы возможных путей завершения войны и послевоенного устройства Германии и Европы в целом. Речь шла о том, что Германия может согласиться на мир, если западные державы не допустят советской оккупации Германии. В заметках немецких участников этих встреч отмечалось, что "...американцы... знать не хотят о большевизме или панславизме в Центральной Европе и в противоположность англичанам ни в коем случае не хотят видеть русских на Дарданеллах и в нефтяных областях Румынии или Малой Азии". В августе того же года британский агент, родственник Ялмара Шахта Ганс Рузер встречался во Франции с высшими немецкими офицерами и заговаривал о путях выхода Германии из войны, ссылаясь на некоего "швейцарского друга".

По свидетельству бывшего сотрудника VI управления РСХА (СД-Заграница) Хайнца Фельфе (впоследствии сотрудника БНД и агента советской разведки), "тайная враждебность западных держав по отношению к Советскому Союзу не была, конечно, новостью". Фельфе утверждает, что СД удалось в 1943 г. внедрить в ближайшее окружение Даллеса своего агента под псевдонимом "Габриэль". По сообщениям "Габриэля", Даллес был уверен, что следующая мировая война произойдет между США и СССР, а от того, как завершится война с Германией, будет зависеть, в каком состоянии выйдет из этой войны Советский Союз. Переговоры с любой сколько-нибудь серьёзной оппозицией в Германии Даллес рассматривал, как средство установить в послегитлеровской Германии выгодный для США режим. Во всяком случае, сам факт таких переговоров, по мнению Даллеса в изложении "Габриэля", мог бы послужить для этой оппозиции стимулом к активным действиям. Договоренность же между союзниками не вступать в переговоры с немцами Даллес считал скорее мерой психологического давления на германское руководство.

Под конец войны попытки немцев вступить в контакт с Западом ещё более активизировались, и теперь за ними стояли высшие чины СС, включая рейхсфюрера Гиммлера. В ноябре 1944 г. Даллес, находясь в Швейцарии, получил от представителей СС предложение начать сепаратные переговоры об условиях прекращения военных действий в Западной Европе и даже возможном объединении сил для продолжения войны против СССР. Посредниками при этом были крупные итальянские промышленники Маринетти и Оливетти. К началу 1945 г. Даллес уже наладил контакты с высокопоставленными офицерами РСХА: начальником VI управления Шелленбергом, начальником СД в Италии группенфюрером Харстером и начальником РСХА Кальтенбруннером.

В феврале 1945 г. Гиммлер встретился с вице-президентом шведского отделения Красного Креста графом Бернадотом и пытался сделать его посредником в переговорах с англо-американцами.


Операция "Санрайз"

 К. Вольф, снимок 1937 г.
25 февраля 1945 года итальянский предприниматель и камергер Папы Римского Луиджи Парилли через профессора Макса Гусмана и офицера швейцарской военной разведки Вайбеля (Max Waibel) вышел на контакт с Геверницем и сообщил, что некоторые офицеры СС в Италии готовы сотрудничать с американцами, чтобы не допустить кровопролития и разрушений. Прозвучали имена гауптштурмфюрера Гвидо Циммера, штандартенфюрера Ойгена Дольмана (Eugen Dollmann) и обергруппенфюрера Вольфа. Геверниц и Даллес решили, что смогут иметь дело если уж не с самим командующим германскими войсками в Италии фельдмаршалом Кессельрингом, то с Вольфом и Дольманом. Карл Вольф был в то время главным уполномоченным СС при группе армий "Ц" в Северной Италии, имел в этом качестве очень широкие полномочия, подчинялся лично Гиммлеру и пользовался большим доверием нацистской верхушки. Адъютант Вольфа Дольман тоже был довольно известной личностью - до войны он работал в германском посольстве в Ватикане, в 1944 был переводчиком на переговорах Гитлера и Муссолини.

 О. Дольман (крайний справа),
 снимок 1936 г.
В первых числах марта Парилли вернулся в Швейцарию уже с Дольманом. Американцы потребовали, чтобы Дольман и Вольф в подтверждение своих намерений и реальной власти освободили двух арестованных участников итальянского подполья - Парри и Усмиани. Через несколько дней Циммер доставил обоих на итальяно-швейцарскую границу. Переход границы во всех случаях обеспечивал Вайбель.

Утром 8 марта 1945 года Вольф прибыл в Швейцарию, в Лугано, в сопровождении Дольмана, Циммера и другого своего адъютанта Веннера.

До того, ещё в начале февраля, Вольф без ведома Гиммлера побывал на приёме у Гитлера и в присутствии рейхсминистра Риббентропа и группенфюрера СС Фегеляйна высказал мысль, что настало время искать возможность консолидироваться с Англией и Америкой против большевиков. Ответ Гитлера в целом можно было понять как одобрение и разрешение действовать. Таким образом Вольф, затевая свою игру, отчасти оградил себя от обвинений в измене. Как выяснилось позже, Риббентроп к тому времени и сам пытался выйти на американцев - через Швецию.

В 10 часов утра 8 марта Даллес и Вольф были уже в Цюрихе и впервые встретились на конспиративной квартире УСС. Вольфа представил Даллесу Гусман. Вольф сразу же заявил, что считает военное поражение Германии неизбежным, готов предоставить в распоряжение американцев все подчиненные ему силы СС, оказать влияние на Кессельринга, как командующего войсками вермахта, и обеспечить приезд Кессельринга или его заместителя в Швейцарию. Вольф особо подчеркнул, что действует совершенно независимо от Гиммлера и Гитлера и втайне от них. Перспективу без боя овладеть Северной Италией Даллес считал чрезвычайно важной не только в военном отношении. Такая быстрая победа позволила бы американцам опередить Красную Армию на юго-востоке Европы и таким образом расширить здесь зону своего послевоенного влияния. Даллес немедленно предложил своему руководству подготовить нескольких офицеров союзного командования к переговорам с Кессельрингом. 9 марта Вольф вернулся в Италию. Здесь он получил вызов от начальника РСХА Кальтенбруннера - тому явно не понравилось, что Вольф ездил в Швейцарию без его ведома. Вольф уклонился от встречи.

12 марта фельдмаршал Александер информировал советскую сторону о прибытии представителей германского командующего войсками в Италии для обсуждения условий капитуляции. Нарком иностранных дел СССР Молотов высказался за участие СССР в этих переговорах, однако дипломатические ведомства США и Великобритании ответили отказом.

 Слева направо:
 М. Вайбель, Л. Лемницер,
 Т. Эйри. Аскона, 1945 г.
Тем временем в Швейцарию инкогнито прибыли представители союзнического командования - заместитель начальника штаба войск союзников в Казерте американский генерал Л. Лемнитцер и начальник разведки при штабе Александера генерал Т. Эйри. Переговоры решено было продолжить в Асконе, в имении Геверница.

19 марта состоялась встреча Даллеса, Лемнитцера и Эйри с Вольфом. За это время произошло важное событие - Кессельринг получил новое назначение и уехал из Италии, его сменил генерал-полковник Фитингхоф, за которого Вольф не мог ручаться в той же степени, как за Кессельринга. Вольф просил отложить на несколько дней планируемое наступление союзников в Италии, чтобы успеть съездить к Кессельрингу и поговорить с ним. Также Вольф сообщил Даллесу, что Кальтенбруннер тоже ищет контактов с союзниками и "не потерпит соперничества". В течение пяти-семи дней Вольф обещал добиться, чтобы Кессельринг повлиял на Фитингхофа.

22 марта британскому послу в СССР была передана резкая нота по поводу сепаратных переговоров с Германией. Последовала оживленная переписка между Сталиным и Рузвельтом. Сталин впрямую обвинил союзников в сговоре с противником за спиной СССР; Рузвельт отвечал в том смысле, что ничего особенного не произошло, речь шла только о чисто военном вопросе - капитуляции немецкой группировки в Италии, а Сталин дезинформирован своими дипломатами и разведкой. Ответ Сталина был холодным и обстоятельным. В итоге незадолго до своей смерти Рузвельт отправил Сталину короткое послание (получено 13 апреля), в котором назвал бернский инцидент "отошедшим в прошлое" и "не принесшим никакой пользы". Даллес узнал об этом скандале только 13 апреля, в Париже, от руководителя УСС генерала Донована.

Третья встреча с Вольфом не состоялась. 2 апреля Парилли сообщил, что Вольф встречался с Кессельрингом, тот обещал дать указание Фитингхофу, но на вопрос о возможной капитуляции Западного фронта, которым он теперь командовал, ответил отрицательно. После этого Гиммлер вызвал Вольфа в Берлин и устроил ему выволочку за самовольную встречу с Даллесом. Через несколько дней в присутствии Кальтенбруннера Гиммлер велел Вольфу не прерывать контакта с Даллесом, но выезжать в Швейцарию категорически запретил. Гиммлер также отказался докладывать о миссии Вольфа Гитлеру - фюрер пребывал в раздражении из-за неуклюжих действий Риббентропа в Швеции.

9 апреля началось наступление в Италии, и в тот же день Парилли передал, что Фитингхоф готов капитулировать на почетных условиях. Для связи с Фитингхофом американцы переправили в Италию агента с радиостанцией. Но 15 апреля выяснилось, что Фитингхоф переменил свою позицию: он понял, что его переговоры с американцами не являются тайной, и испугался. Гиммлер вновь вызвал Вольфа в Берлин. Вольф имел долгую и неприятную беседу с Гиммлером и Кальтенбруннером, обвинившим Вольфа в государственной измене. У Вольфа было два козыря: во-первых, он заручился, хоть и расплывчатым, но одобрением Гитлера; во-вторых, Вольф ещё две недели назад предлагал доложить Гитлеру о встрече 8 марта, а Кальтенбруннер и Гиммлер отказались это сделать. Решили, что Вольф с Кальтенбруннером поедут к Гитлеру, и Вольф сам доложит обо всем. 18 апреля рано утром Гитлер принял их, и Вольф сумел представить свои похождения в выгодном для себя свете. Кальтенбруннер промолчал. Гитлер вновь благословил Вольфа на дальнейшие контакты с американцами. Вольф вернулся в Италию.

20 апреля Даллес, к своему удивлению и неудовольствию, получил приказ из Вашингтона свернуть операцию и порвать все связи с немецкими эмиссарами.

Немцы капитулировали в Италии 2 мая.

Переговоры Даллеса с Вольфом с американской стороны носили кодовое наименование "Операция "Санрайз"", а с британской - "Операция "Кроссворд"".
Основным источником советской разведки в Швейцарии, информировавшим о ходе переговоров, был Рудольф Рёсслер ("Люци").

Подробности переговоров Даллеса и Вольфа описаны в книге Ф. Сергеева "Тайные операции нацистской разведки 1933-1945 гг.", а также в воспоминаниях самого Даллеса "Тайная капитуляция".

Следует отметить, что в мемуарах В. Шелленберга, изданных на русском языке под названием "Лабиринт" и "В паутине СД", нет даже упоминания об операции "Санрайз", хотя много говорится о контактах Гиммлера со швейцарским политиком Ж.-М. Мюзи и графом Бернадотом.



В ролях
  • Юрий Багинян - адъютант Геринга
  • Валентин Белоногов - немецкий солдат
  • Михаил Бочаров - шуцман
  • Вильгельм Бурмайер - рейхсмаршал Герман Геринг (имеет реального прототипа) (серии 1, 3). Лейтенант, начальник КПП на швейцарской границе (серии 11, 12).
    (ОЗВУЧАНИЕ: Николай Граббе)
  • Паул Буткевич - советский связной в отеле "Горные лыжники". (ОЗВУЧАНИЕ: Олег Мокшанцев)
  • Леонид Броневой - группенфюрер СС Генрих Мюллер (имеет реального прототипа)
  • Юрий Визбор - рейхсляйтер Мартин Борман (имеет реального прототипа). (ОЗВУЧАНИЕ: Юрий Соловьёв)
  • Николай Волков (младший) - Эрвин Кин (радист Штирлица)
  • Зинаида Воркуль - медсестра в приюте (10 серия)
  • Валентин Гафт - Геверниц, сотрудник Даллеса (имеет реального прототипа)
  • Николай Горлов - портье в пансионе "Вирджиния"
  • Сергей Голованов - посол Великобритании в СССР Арчибальд Кларк Керр (имеет реального прототипа)
  • Екатерина Градова - Кэтрин Кин (Катя Козлова) - радистка Штирлица, жена Эрвина
  • Николай Гриценко - генерал в вагоне поезда
  • Евгений Гуров - хозяин птичьего магазина на Блюменштрассе в Берне
  • Владлен Давыдов - сотрудник Даллеса. (ОЗВУЧАНИЕ: Артём Карапетян)
  • Тигран Давыдов - заключённый-уголовник
  • Фриц Диц - Адольф Гитлер (реальное лицо). (ОЗВУЧАНИЕ: Евгений Весник)
  • Алексей Добронравов - сторож коттеджа Штирлица
  • Лев Дуров - агент СД Клаус
  • Евгений Евстигнеев - профессор Вернер Плейшнер
  • Е. Емельянов - генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель (реальное лицо)
  • Михаил Жарковский - обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер (имеет реального прототипа)
  • Константин Желдин - оберштурмбаннфюрер СС Вильгельм Холтофф
  • Юрий Заев - Биттнер, офицер гестапо
  • Наталья Зорина - горничная в особняке Управления стратегических служб США
  • Павел Иванов - Павлов, сотрудник Наркомата иностранных дел (зачитывает ноту британскому послу)
  • Эдуард Изотов - адъютант Гитлера
  • Юрий Катин-Ярцев - астроном
  • Владимир Кенигсон - германский экс-министр в изгнании Краузе
  • Андро Кобаладзе - Иосиф Сталин (имеет реального прототипа)
  • Владимир Козел - кюре, представитель Ватикана в Швейцарии
  • Станислав Коренев - адъютант Кальтенбруннера
  • Евгений Кузнецов - группенфюрер СС Фридрих Крюгер (имеет реального прототипа)
  • Леонид Куравлёв - оберштурмбаннфюрер СС Курт Айсман
  • Евгений Лазарев - сотрудник советской разведки Емельянов
  • Василий Лановой - обергруппенфюрер СС Карл Вольф (имеет реального прототипа)
  • Григорий Лямпе - физик Рунге
  • Лаврентий Масоха - штандартенфюрер СС Шольц, секретарь Мюллера
  • Отто Меллис (в титрах - "Отто Мелиес") - Хельмут Кальдер, роттенфюрер Ваффен СС, охранник конспиративной квартиры гестапо. (ОЗВУЧАНИЕ: Евгений Жариков)
  • Эмилия Мильтон - фрау Заурих
  • Рудольф Панков - "Одноглазый", сотрудник СД
  • Владлен Паулус - советник по НСДАП в немецком посольстве в Берне
  • Евгений Перов - хозяин кабачка "У грубого Готтлиба"
  • Ростислав Плятт - пастор Фриц Шлаг
  • Николай Прокопович - рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер (имеет реального прототипа)
  • Клеон Протасов - стенографист Сталина
  • Виктор Рождественский - адъютант Гиммлера
  • Владимир Рудый - Коваленко
  • Алексей Сафонов - штурмбаннфюрер СС Юрген Рольф
  • Светлана Светличная - Габи Набель
  • Владимир Смирнов - сотрудник гестапо, "хозяин" явочной квартиры в Берне
  • Манефа Соболевская - сестра в детском приюте в Панкове
  • Юрий Соковнин - водитель Бормана
  • Ольга Сошникова - унтершарфюрер СС Барбара Крайн
  • Вячеслав Тихонов - штандартенфюрер СС Штирлиц
  • Олег Табаков - бригадефюрер СС Вальтер Шелленберг (имеет реального прототипа)
  • Инна Ульянова - подвыпившая дама с лисой в отеле "Горные лыжники"
  • Пётр Чернов - Громов, офицер советской разведки
  • Вячеслав Шалевич - руководитель разведцентра Управления стратегических служб США Аллен Даллес (имеет реального прототипа)
  • Элеонора Шашкова - жена полковника Исаева
  • Георгий Шевцов - гестаповец, избивающий Рунге
  • Виктор Щеглов - следователь районного отделения гестапо, работавший по делу Кэт ("страховой агент")
  • Алексей Эйбоженко - Гюсман, сотрудник Даллеса (имеет реального прототипа)
  • Ян Янакиев - штандартенфюрер СС Дольман (имеет реального прототипа)


Съёмочная группа
  • Автор сценария: Юлиан Семёнов
  • Режиссёр: Татьяна Лиознова
  • Операторы: Пётр Катаев, Анатолий Буравчиков
  • Художник по костюмам: Мариам Быховская
  • Художник-постановщик: Борис Дуленков
  • Звукорежиссёр: Леонард Бухов
  • Текст за кадром: Ефим Копелян


Музыка

Музыка Микаэла Таривердиева

Музыка к фильму написана композитором Микаэлом Таривердиевым, слова песен - поэтом Робертом Рождественским. Таривердиев и Рождественский написали для фильма цикл из 12 песен - по одной на каждую серию. Но такое обилие песен показалось режиссёру излишним и в фильм в итоге вошли только две из них - героическая "Мгновения" и лирическая "Песня о далёкой Родине" (В своём интервью Татьяна Лиознова это отрицает). Подобрать подходящего исполнителя для них оказалось сложно. Сначала попробовали Валерия Ободзинского, потом - Вадима Мулермана; Муслиму Магомаеву перед пятым дублем пришла телеграмма с приглашением в Италию. Лиознова пообещала, что вставит песни с его исполнением в кадр, но забраковала. Иосифа Кобзона режиссёр попросила спеть так, чтобы его не узнали. Кобзон сначала обиделся на Лиознову, но потом спел. В первоначальных титрах исполнитель песен указан не был, так как титры изготавливались заранее, ещё до того, как Кобзона утвердили.

Музыкальные темы фильма:

01. На Цветочной улице
02. Где-то далеко
03. Эхо войны
04. В чёрно-белом ритме
05. Мгновения
06. Прелюдия для Кэт
07. Вокзал прощания
08. Дороги
09. Ночной патруль
10. Весеннее утро
11. Двое в кафе
12. Сумерки в Берлине
13. Встреча с женой

В этот список не вошел вальс, под который танцуют Габи и Штирлиц 8 марта.


Музыкальные произведения других авторов

1-я серия

1. Гимн США в маршевой аранжировке - в американской кинохронике, которую смотрят Гиммлер и Шелленберг.

2. Марш "Erika" звучит по радио в доме Штирлица в первой серии перед тем, как Штирлиц настраивается на Москву.

3. Ноктюрн М. И. Глинки "Разлука" передают по радио перед шифровкой для Штирлица.


2-я серия

1. Песню Дино Оливьери "Je attendrai" играет пианист в кафе "Элефант".

2. "In The Mood" и "Moonlight Serenade" из фильма "Серенада Солнечной долины" в исполнении оркестра Гленна Миллера Штирлиц слушает по радио, ожидая Клауса.

3. Марш "Schlesierlied" без аккомпанемента слышит Клаус, включив приемник в доме Бользена.


3-я серия

-


4-я серия

1. Песня "Es wollt’ ein Mädel früh aufsteh’n" - играет радио в кабинете Гиммлера

2. Русскую народную песню "Ой ты, степь широкая" Штирлиц мысленно поёт, когда в одиночестве отмечает день Красной Армии 23 февраля, затем вступает хор. В этом же эпизоде на кадрах советской кинохроники звучит оркестровая вариация на тему песни "Священная война".


5-я серия

1. "Посвящение" Р. Шумана пытается играть на пианино фрау Заурих в гостях у Штирлица 8 марта.

2. Арию Керубино "Non so più cosa son, cosa faccio" ("Рассказать, объяснить не могу я") из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро" слушают Вольф и Дольман в особняке УСС США в Берне.


6-я серия

1. "In der Nacht ist der Mensch nicht gern alleine" ("По ночам одиноких не бывает") - песня из фильма "Девушка моей мечты", исполняют Марика Рёкк и хор. Штирлиц смотрит этот фильм в кинотеатре.

2. "Ich warte auf Dich" ("Я жду тебя") - песня из фильма "Девушка моей мечты", исполняют Марика Рёкк и Вольфганг Люкши (в том же эпизоде).


7-я серия

1. "Wovon kann der Landser denn schon träumen" ("О чём ещё может мечтать солдат") - исполняет Хельга Вилле. Песня звучит с пластинки в эпизоде дня рождения Барбары.


8-я серия

1. "Milord" ("Милорд") - исполняет Эдит Пиаф. Штирлиц и Шлаг слушают её по радио в машине по пути к границе. Песня написана в 1959 году.

2. "Non Je Ne Regrette Rien" ("Я ни о чём не жалею") - исполняет Эдит Пиаф, звучит на кадрах воспоминаний Штирлица о Франции.


9-я серия

1. Инструментальная пьеса "Tierpark-Bummel" ("Забавы в зоопарке") сопровождает прогулку Плейшнера по бернскому зоопарку. Исполняет оркестр Юргена Германна (ГДР).


10-я серия

-


11-я серия

-


12-я серия

1. "Tea for Two" ("Чай вдвоём") - исполняет оркестр в бернском ресторане.



Технические данные

Фильм снят на чёрно-белую плёнку. Состоит из 12 серий продолжительностью от 65 до 79 минут каждая. В фильме использовано большое количество военной документальной хроники.

Фильм впервые демонстрировался с 11 по 24 августа 1973 года по Первой программе Центрального телевидения. Аудитория первого показа оценивается в 50-80 млн. зрителей.



Призы и награды

Государственная премия РСФСР в 1976 году.



Интересные факты
  • Сцены в помещениях здания РСХА снимались в Бутырской тюрьме
  • В массовке в ролях военнослужащих охраны РСХА снимались курсанты Московского высшего командного пограничного училища КГБ СССР имени Моссовета (ныне Московский военный институт ФСБ России).
  • Эпизод, в котором к Штирлицу, пришедшему в ресторан на встречу со связным, приставала пьяная дама с лисой, снимался в московском кафе "Лира", расположенном в дальнем конце Новопушкинского сквера, в конце Большой Бронной (сейчас в этом помещении размещается первый в СССР и крупнейший в Европе ресторан сети Макдоналдс).
  • Сцены в трактире "Грубый Готтлиб" снимались в известном берлинском ресторане "Zur letzten Instanz" (Последняя инстанция). Это заведение, под своим подлинным именем, упоминается в "Майоре Вихре"
  • Здание, в котором якобы находилась конспиративная радиоквартира, где работала Кэт, - на самом деле известный своей архитектурой в стиле "модерн" дом в Москве, на углу Хлебного и Малого Ржевского переулков (Малый Ржевский пер., 6).
  • Сцена истязаний Катрин Кинн, в которой её ребенок раздетый лежит на холоде, снималась в павильоне, где в действительности царила жара.
  • Так как маленькие дети быстро растут, в качестве младенцев Катрин Кинн и Хельмута Кальдера в съёмках принимали участие шестеро разных детей.
  • В романе Ю. Семёнова Штирлиц ездит на автомобиле марки "Хорьх" (Horch). На пробах фильма Тихонов действительно снимался на роскошном "Хорьх-853" 1935 года, принадлежавшем известному московскому коллекционеру Александру Алексеевичу Ломакову. Машину утвердили. Но начало самих съёмок затянулось на несколько месяцев. И хозяин машины подписал договор с другой киногруппой на съёмки этого же автомобиля в известном советском боевике "Бархатный сезон" в г. Сухуми. Так Штирлиц стал в фильме ездить на значительно более дешёвом "Мерседес-Бенц-230" 1938 года.
  • В сцене на вилле Шелленберга присутствует бронзовый конь, ранее снимавшийся в фильме Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука" и позднее - в "Служебном романе" Эльдара Рязанова.
  • Как минимум в трёх эпизодах 7-й и 8-й серии использованы кадры из немецкого художественного фильма 1959 года "Die Brücke" ("Мост"). Можно разглядеть даже главных героев немецкого фильма.
  • В качестве главного консультанта фильма в титрах оригинальной чёрно-белой версии указан генерал-полковник С. К. Мишин. На самом деле под этим псевдонимом скрывался первый заместитель председателя КГБ СССР, генерал-полковник Семён Кузьмич Цвигун (в цветной версии уже указан именно он). Впоследствии как соавтор сценария фильма "Фронт без флангов" (также с участием Вячеслава Тихонова) Цвигун выступил под псевдонимом Семён Днепров. Упомянутая в титрах фамилия другого консультанта - Колх - тоже не настоящая, а псевдоним Георгия Пипии.
  • Председатель КГБ СССР Ю. В. Андропов, без одобрения которого фильм не мог выйти на экран, просматривал его по ночам, так как другого времени у него не было. По рекомендации Андропова в фильм внесли только одно изменение: добавили упоминание о германском рабочем движении и Эрнсте Тельмане.
  • После того как фильм был впервые показан на советском телевидении, режиссёр Татьяна Лиознова получила от зрителей 12 мешков писем и прочитала все письма до единого.
  • Фильм стал настолько популярен, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.
  • Брежнев посмотрел картину только при третьем её повторе по телевидению.
  • Сюжет советского фильма "Секретная миссия" (1950, режиссёр М. Ромм) построен на тех же событиях - разоблачение советской разведкой сепаратных переговоров Гиммлера с англичанами и американцами. Советским резидентом в этом фильме была женщина, в финале она погибает. Фамилия сценариста фильма "Секретная миссия" - Исаев.
  • Эпизод с переговорами Вольфа и Даллеса запечатлён также в киноэпопее "Освобождение". Однако здесь обергруппенфюрер отправляется в Берн по приказу Гитлера. Встреча происходит на открытом воздухе, где ее и фотографирует советский агент.
  • Некоторые персонажи фильма и книги (Исаев, Холтофф, Айсман, Рунге) перекочевали в другой фильм об Исаеве-Штирлице - "Жизнь и смерть Фердинанда Люса" (по роману Юлиана Семёнова "Бомба для председателя"), снятый А. Бобровским в 1976 году. При этом роль физика Рунге в обеих экранизациях исполнил один и тот же актёр - Григорий Лямпе. Евгений Кузнецов, исполняющий роль группенфюрера СС Крюгера, играл ту же роль в фильме "Майор Вихрь".
  • В 1984 году на радио "Маяк" была создана многосерийная радиопостановка "Приказано выжить" по одноимённому роману. Режиссёр - Эмиль Верник, автор инсценировки - Сергей Карлов. Постановка была задумана как радио-продолжение (сиквел) знаменитого телефильма "17 мгновений весны". В ней звучала та же, что и в фильме, музыка Микаэла Таривердиева, а главные роли исполняли те же актёры - Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Леонид Броневой (Мюллер), Олег Табаков (Шелленберг). Текст от автора читал Михаил Глузский. Спектакль состоял из 12 частей.
  • Песня Эдит Пиаф "Non, je ne regrette rien", звучащая при воспоминаниях Штирлица о довоенном Париже, была написана в 1956 году и впервые была записана в исполнении Пиаф лишь в 1960 году, таким образом, в хронологии фильма песня звучит за 11 лет до её реального создания. Песня "Milord", которую Штирлиц и Шлаг слушают в машине, записана в 1959 году.


Выбор актёров на роли
  • Леонид Куравлёв и Леонид Броневой первоначально пробовались на роль Гитлера.
  • Мюллер - первая кинороль Леонида Броневого, которая принесла ему всесоюзную известность. У режиссёрской группы не было фотографий реального Генриха Мюллера. В результате образ шефа Гестапо, созданный в фильме Леонидом Броневым, весьма далёк от оригинала, но очень похож на уже ранее известный советскому зрителю образ Мюллера из популярного польского сериала "Ставка больше, чем жизнь" (польск. "Stawka większa niż życie"), вышедшего в 1968 году. В фильме, как и в романе, Мюллер лет на десять старше Штирлица. В действительности же, как актёры Тихонов и Броневой, так и их герои Штирлиц и Мюллер - ровесники (первые - 1928-го года рождения, вторые - 1900-го). Актёрам на момент выхода фильма на экраны (1973 г.), как и их персонажам в 1945 году, было по 45 лет. Реальный Мюллер был высоким худощавым горбоносым брюнетом.
    Сам Броневой утверждал, что если бы тогда знал внешность исторического Мюллера, то скорее всего отказался бы от роли.
    Характерное движение головой, которое появляется у Мюллера в минуты раздражения, придумали прямо на съемочной площадке: у рубашки Броневого оказался слишком тесный воротник.
  • Олег Табаков, напротив, оказался так похож на реального Вальтера Шелленберга, что, по воспоминаниям Ю. Визбора, после выхода фильма на экраны Табакову пришло письмо из Германии от племянницы Шелленберга, в котором актёра благодарили и говорили, что неоднократно пересматривали фильм, чтобы ещё раз взглянуть на "дядю Вальтера".
  • У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки была татуировка "Слава", сделанная ещё в молодости. Естественно, что у Штирлица такой быть не может. Поэтому всякий раз, когда требовалось показать крупным планом руки Штирлица, например, раскладывание на столе листков с шаржами на Бормана, Геббельса, Гиммлера и Геринга или выкладывание на столе забавных зверюшек из спичек, это были руки дублёра-ассистента художника Феликса Ростоцкого. Также Ростоцкий "писал за Плейшнера" все телеграммы, так как у Евстигнеева был крайне неразборчивый почерк (Режиссёр сериала Лиознова в своем интервью это отрицает).
  • Николай Гриценко, игравший роль беседующего со Штирлицем генерала в вагоне, на момент съёмок имел проблемы с памятью и не мог полностью запомнить текст своей роли. Сцена диалога в вагоне была снята как поочерёдная съёмка крупных планов Штирлица и генерала. Когда Гриценко снимали крупным планом, он произносил текст, читая его с размещённых позади съёмочной камеры транспарантов - "шпаргалок". Поэтому в эпизоде Штирлиц и генерал редко запечатлены в кадре одновременно, и в эти моменты генерал почти ничего не произносит.
  • В романе нет фрау Заурих. Этого персонажа придумала Татьяна Лиознова, чтобы "очеловечить" образ Штирлица. Лиознова сначала приглашала на эту роль Фаину Раневскую, но та, просмотрев наброски сочинённых для неё Ю. Семеновым сцен, наотрез отказалась. В итоге фрау Заурих сыграла Э. Мильтон, а эпизоды с ней пришлось сочинять режиссёру, порой импровизируя перед камерой. Лиознова вспоминала об этой работе с Эмилией Мильтон: "...мне так жалко было её отпускать, что я тут же садилась за сценарий и писала продолжение их встреч"
  • Когда Юлиан Семёнов был на премьере фильма в ФРГ, он встретил реального генерала Карла Вольфа, который к тому времени, да и ранее был достаточно тучным человеком. На вопрос Юлиана Семёнова - как визави Василия Ланового понравился образ, им созданный, Вольф ответил: "Абсолютно непохож". Семёнов пустился на хитрость. Он заметил отставному генералу, что тот должен быть благодарен Лановому за то, что образ Вольфа для многих потомков останется стройным и подтянутым. Вольф хмыкнул, пробормотал, что в этом есть резон и передал через Юлиана Семёнова для Василия Ланового бутылку коньяка. Однако актёр признательность прототипа образа не получил; на его требование вручить коньяк теперь уже смутился сам Юлиан Семёнов, пробормотавший нечто вроде: "...путь был длинным, в самолете скучно, а народу (желающих) много" (со слов Василия Ланового на творческом вечере).
  • В дублированном на немецкий язык варианте фильма Штирлица озвучивал актёр из ГДР Отто Мелиес - исполнитель роли Гельмута. Самого Гельмута дублировал другой немецкий актёр.
  • Прототипом радистки Кэт стала разведчик Анна Филоненко (в девичестве Камаева), с которой Татьяну Лиознову познакомили специально. Вместе с мужем Михаилом Анна много лет проработала в Латинской Америке, в том числе и в странах с фашистским режимом. Трое детей Филоненко, из которых двое родилось во время командировки супругов, лишь по возвращении семьи в Москву узнали, что они советские и русские. Анне, когда она рожала в командировке, удалось кричать не по-русски.
  • Айсман стал одноглазым по воле Татьяны Лиозновой. Леониду Куравлеву не давался характер персонажа. Чтобы помочь ему, Лиознова придумала эту яркую деталь: "сразу появилась биография"


Критика

Историк К. Залесский полагает, что тот образ нацистской Германии, который создан в сериале, скорее больше похож на СССР сталинского времени. По его мнению, "это миф, такого Третьего рейха, который показан в этом фильме, его не существовало... То есть весь дух, все взаимоотношения между персонажами, они ничего не имеют общего с реальностью. Третий рейх был другой. Он был, скажем так, не хуже, не лучше, он был просто другой. А здесь, ещё раз повторюсь, больше это похоже на нас". Написанная им книга, посвященная разбору всевозможных ляпов в фильме, называется "Семнадцать мгновений весны. Кривое зеркало Третьего рейха" (М.: Вече, 2006).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии




Сериал
Семнадцать мгновений весны - все серии


Фильмы Татьяны Лиозновой. Телесериалы СССР. Экранизации произведений Юлиана Семёнова. Действие происходит в 1945 году. Телесериалы о Второй мировой войне. Фильмы о Берлине. Фильмы о шпионах. Чёрно-белые фильмы. Колоризированные фильмы. Телесериалы 1973 года. Киностудия им. М. Горького. Штирлиц. Фильмы:Персонаж:Сталин. Фильмы СССР 1973 года.



Семнадцать мгновений весны - 1 серия

Продолжительность: 1 час 08 мин. 43 сек.



Семнадцать мгновений весны - 2 серия

Продолжительность: 1 час 09 мин. 04 сек.



Семнадцать мгновений весны - 3 серия

Продолжительность: 1 час 06 мин. 11 сек.



Семнадцать мгновений весны - 4 серия

Продолжительность: 1 час 15 мин. 21 сек.



Семнадцать мгновений весны - 5 серия

Продолжительность: 1 час 05 мин. 33 сек.



Семнадцать мгновений весны - 6 серия

Продолжительность: 1 час 12 мин. 17 сек.



Семнадцать мгновений весны - 7 серия

Продолжительность: 1 час 10 мин. 27 сек.



Семнадцать мгновений весны - 8 серия

Продолжительность: 1 час 05 мин. 14 сек.



Семнадцать мгновений весны - 9 серия

Продолжительность: 1 час 18 мин. 49 сек.



Семнадцать мгновений весны - 10 серия

Продолжительность: 1 час 07 мин. 50 сек.



Семнадцать мгновений весны - 11 серия

Продолжительность: 1 час 04 мин. 50 сек.



Семнадцать мгновений весны - 12 серия

Продолжительность: 1 час 06 мин. 15 сек.

Просмотров: 5370 | Добавил: Йцукекен | Теги: фильмы, Интересные факты | Рейтинг: 4.2/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Бесплатный хостинг uCoz
Copyright MyCorp © 2024